Мой список блогов

Популярные сообщения

Общее·количество·просмотров·страницы

Популярные сообщения

Поиск по этому блогу

вторник, 6 ноября 2018 г.

Две сестры. «Большие» революции во Франции и Сан-Доминго (Гаити)

Поворотное событие в многовековой истории Франции — крушение феодально-абсолютистского Старого Порядка, раннебуржуазная («большая», межформационная) Великая Французская революция (1789-1799 гг.). Именно со штурма Бастилии — 14 июля 1789 года, в мировой истории начался длительный мегацикл, включающий «Долгий XIX век» (1789-1914 гг.) и «Короткий XX век» (1914-1991 гг.).

Жемчужина Антилл

На фоне перипетий в сердце Европы «европоцентричные» исследователи уделяют недостаточно внимания событиям в важнейшем на тот момент заморском владении Франции, ее «антильской жемчужине» — колонии Сан-Доминго (ныне Республика Гаити). 

Единственное в мировой истории успешное восстание рабов, Гаитянская революция (1791-1803 гг.) - «младшая» и «черная», но равноценная «сестра» «белой» ВФР. Не смог подавить восстание в Сан-Доминго даже Наполеон Бонапарт, муж Жозефины Богарне - дочери плантатора с Мартиники.

Свобода не дается даром. «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессознательной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб. Раб, у которого слюнки текут, когда он самодовольно описывает прелести рабской жизни и восторгается добрым и хорошим господином, есть холоп, хам»,— учил Ленин.

В жаргоне работорговцев бытовало слово «босаль» (по-испански «бревно»). Так называли «неотесанных» негров, захваченных в Африке и не знавших языка белых господ.

«Ты хочешь знать: кто я? что я? куда я еду?
Я тот же, что и был, и буду весь свой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!».

Эти строки написал современник революций во Франции и на Гаити, первый русский дворянский революционер Александр Радищев (1749-1802) по дороге в Сибирь - в ссылку в Илимский острог, к которой он был приговорен Екатериной II за свою книгу-памфлет «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.).


Продолжение следует
6 ноября 2018 г.
Мои аккаунты в соцсетях:

https://www.facebook.com/profile.php?id=1443847994


Мои блоги:

https://www.proza.ru/avtor/kongressemen
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5bdb712301613e00a972b80d

понедельник, 5 ноября 2018 г.

Два в одном. Капитализм в постсоветской России — ни периферия, ни «командный центр»


Трансформация российской экономики и государственности имеет свои собственные темпы, ритмы и объективные циклические закономерности. Например, в начале каждого календарного столетия Россия с «завидной» регулярностью проходит через «великие потрясения», грандиозные социально-экономические, военные, внутри- и внешнеполитические катаклизмы.

В начале XVII века русское государство пережило Смутное Время (1598-1613 гг.). В начале XVIII века – Петровские реформы (1696-1725 гг.) и Великую Северную войну (1700-1721 гг.). На начало XIX века пришлись Наполеоновские войны (1799-1815 гг.). На начало XX века — революции 1905 и 1917 годов, русско-японская, мировая и гражданская войны.

«Короткий XX век» (1914-1991 гг.) прошел для России под знаком двух системных кризисов разных моделей «догоняющей» авторитарной модернизации: российского «военно-феодального» империализма в 1914-1917 и советского «развитого социализма» в 1989-1991 годах. Историю современной («постсоветской») России можно условно разделить на два периода: «докрымский» (1991-2014 гг.) и «послекрымский».

В советской модели «социализма» диалектически сочетались две противоречивые тенденции: внутреннее развитие сверхцентрализованного государственно-монополистического капитализма вглубь (включая «международное социалистическое разделение труда» в рамках просоветского «соцлагеря») и внешняя великодержавная «социал-империалистическая» экспансия («экспорт революции») вширь.

После второй мировой войны (1939-1945 гг.) возникли два конкурирующих глобальных империалистических центра силы – два блока под эгидой соответственно США и СССР, двух мировых ядерно-космических сверхдержав. В реальности условно «биполярная» Ялтинско-Потсдамская система международных отношений эпохи «Холодной войны» была гораздо сложнее. О себе заявили также КНР и многоликий «Третий мир», где проходили необратимые процессы деколонизации, возникло влиятельное Движение неприсоединения.

СССР не выдержал глобального соревнования и конфронтации с Западом, в большую коалицию с которым в 1970-е гг. вступил миллиардный Китай. Но после краха советского «социализма» на первый план вышли конкуренция и объективные противоречия между и внутри трех важнейших глобальных полюсов роста, континентальных «командных центров» развития и интеграции мировой капиталистической экономики (Северная Америка, Западная Европа, Восточная Азия).

В зонах общих интересов трех глобальных полюсов роста (Североамериканского, Западноевропейского и Восточноазиатского) пересекаются четыре важнейших вектора глобальной интеграции: евроатлантический (трансатлантический), евроазиатский (трансъевразийский), азиатско-тихоокеанский (транстихоокеанский) и панамериканский.

Например, Брекзит и разногласия внутри НАТО – следствие объективных противоречий внутри Западноевропейского полюса, на стыке двух векторов – евроазиатского и евроатлантического. Кризис НАФТА, проектов Транстихоокеанского и Трансатлантического партнерств – результат объективных противоречий внутри Североамериканского полюса, на стыке евроатлантического, панамериканского и азиатско-тихоокеанского векторов. Разногласия между Китаем и Японией, КНДР и Южной Кореей - результат объективных противоречий внутри Восточноазиатского полюса, на стыке евроазиатского и азиатско-тихоокеанского векторов.

Современный (постсоветский) российский капитализм имеет двойственный характер. С одной стороны, это периферийный капитализм по отношению к трем «командным центрам» (Северная Америка, Западная Европа, Восточная Азия). С другой стороны (в силу инерции процессов полураспада единого народнохозяйственного комплекса СССР), российский «субимпериализм» сам пытается играть роль «старшего брата» и «командного центра» по отношению к своей внешней «периферии» - бывшим соседям по СССР.

Ленин в статье «О лозунге Соединенные Штаты Европы» (газета «Социал-Демократ» № 44, 23 августа 1915 г.) отметил: «Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма».

Евромайдан, «вежливая» аннексия Крыма, «гибридная» война на Донбассе, конфликты на Кавказе - следствие объективных противоречий между Западноевропейским полюсом роста и его российской «полупериферией», на стыке евроатлантического и евроазиатского векторов.

На сегодня постсоветское пространство на севере Евразии не является альтернативным четвертым глобальным полюсом роста, но остается таковым потенциально – как точка пересечения, «стыковочный узел» евроатлантического, евроазиатского и азиатско-тихоокеанского векторов глобальной интеграции.
5 ноября 2018 г.
Мои аккаунты в соцсетях:

https://www.facebook.com/profile.php?id=1443847994


Мои блоги:

https://www.proza.ru/avtor/kongressemen
https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5bdb712301613e00a972b80d

воскресенье, 4 ноября 2018 г.

Франция — колыбель «евроконтинентальных» революций

Франция — страна «классических» европейских революций Нового времени. Если знать историю и закономерности французских революций, то можно прогнозировать будущее других стран. 

Поворотное событие в истории Франции — крушение феодально-абсолютистского Старого Порядка в ходе Великой Французской революции (1789-1799 гг.). Именно со штурма Бастилии в мировой истории начался длительный мегацикл, включающий «Долгий XIX век» (1789-1914 гг.) и «Короткий XX век» (1914-1991 гг.).

Великая Французская революция — заведомо обреченная «большая» межформационная (антифеодальная, раннебуржуазная) социально-политическая революция. На пути к современному капитализму Франция пережила еще пять «малых» (фазовых, внутриформационных) революций: три «чисто» политические (буржуазные) в календарном XIX столетии (июль 1830 г., февраль 1848 г., сентябрь 1870 г.) и две «гибридные» социально-политические (демократические) в календарном XX столетии (Освобождение 1944-1945 гг. и «Красный Май» 1968 г.).
Также стоит отметить две антиколониальные (национально-освободительные) социально-политические революции периода распада Французской колониальной империи — Вьетнамскую (1945 г.) и Алжирскую (1954-1962 гг.).
При этом в июне 1848 г. и весной 1871 г. (Парижская коммуна) были предприняты попытки «большой» межформационной (пролетарской, раннесоциалистической) революции - заведомо обреченные на неудачу, из-за объективной слабости рабочего класса, недостаточной организованности зарождавшегося рабочего и социалистического движения. 

В годы второй мировой войны на повестке дня прежде всего стоял вопрос о борьбе против нацистских оккупантов и коллаборационистского «вишистского» режима, Французская Компартия как одна из основных сил движения Сопротивления понесла большие потери. Во время «Красного мая» ФКП использовала свое влияние на рабочий класс для прекращения 10-миллионной всеобщей стачки, чем на время спасла режим личной власти де Голля. 

За каждой из пяти «малых» фазовых революций во Франции следовал новый виток исторической спирали, новый цикл постреволюционной стабилизации и трансформации французского капитализма.

Этот текст опубликован здесь:

https://kongressemen.blogspot.com/2018/11/blog-post_4.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5bdb712301613e00a972b80d/franciia--kolybel-evrokontinentalnyh-revoliucii-5bdf8cee1d2f9400abd846e6?&from=channel




суббота, 3 ноября 2018 г.

Революции — «большие» и «малые». В чем различия?


Любая революция – явление многомерное и противоречивое, диалектическое. История знает революции «большие» межформационные (массовые, социально-политические) и «малые» внутриформационные («чисто» политические и «гибридные» социально-политические).

Внешние формы, идеологическая оболочка, лозунги революции могут не соответствовать ее объективному содержанию, классовой сущности и подлинным интересам движущих сил. Могут отличаться исходные предпосылки и характер предреволюционного кризиса – структурный (поверхностный, «болезни роста») или системный (глубокий, всеобъемлющий).

Китайский иероглиф слова «кризис» состоит из двух символов: «опасность» и «возможность» (буквально - «достижение критической точки»). Если такой смысл применить к понятию «предреволюционный кризис», то получится, что это — риск, «опасность» социального взрыва, коллапса экономики и государственности, смуты (руины) и гражданской войны. И при этом структурный кризис — призрачный шанс, «возможность» избежать, проскочить «опасность», точку бифуркации.

В результате глубинных «стихийных» социальных сдвигов, системного кризиса и внесистемной «массовой», «низовой» социальной революции на историческую авансцену выдвигается новый передовой социальный класс — буржуазия или пролетариат.

В результате структурного кризиса и политической революции происходит только смена власти, перегруппировка «верхов» и перераспределение властных ресурсов в рамках сложившейся системы (формации), внутри «политического класса». Смена фракций политической элиты и даже формы правления (монархии на республику и наоборот), запрет или роспуск прежней правящей партии не влечет радикальную смену господствующего социального класса.

«Большая» межформационная социально-политическая революция прокладывает путь к переходу от одной общественно-экономической формации к другой, более современной и прогрессивной: раннебуржуазная — от феодализма к капитализму, пролетарская (раннесоциалистическая) — от капитализма к «низшей фазе коммунизма» — социализму.

«Малые» внутриформационные революции — признак того, что новое еще не окончательно утвердилось в борьбе со старым, политическая «надстройка» не пришла в соответствие с экономическим базисом.

Внутриформационные политические революции - это «государственные перевороты» (если дословно по-русски), смена власти без смены строя, смена режима без смены системы.


Наряду с «приливами» и «отливами» революционных волн возможны зигзаги и витки спирали, диалектическое отрицание отрицания, инволюция, контрреволюция, реакция, реставрация и регресс, внешняя контрреволюционная интервенция и ответный «экспорт революции», перерождение в бонапартизм и даже вырождение в тиранию и деспотию, репрессивную террористическую диктатуру.


«Большие» межформационные революции заведомо обречены. Ни одна из них не может «с наскока», на короткой дистанции решить все насущные задачи, расчистить все преграды на пути к более передовому общественному строю.


Невозможно и перескочить фазу или формацию, этап в развитии производительных сил и производственных отношений, перейти от каннибализма и трайбализма сразу к буржуазной «гражданской нации», от феодализма к раннему социализму, или от домонополистического капитализма к коммунизму.

Возобновляю записи, снова веду блог




Еще в 2005 году завел свой первый блог — в модном тогда ЖЖ. Но по ряду причин надолго забросил полезную привычку регулярно писать и делиться мыслями с окружающими. Теперь настало время наверстать упущенное.


За много лет в моей жизни произошло много перемен, даже успел перебраться в другую столицу, совершить свое «путешествие из Петербурга в Москву». За это время многое переосмыслил, нашел для себя темы, о которых мне самому всегда интересно думать и говорить, «есть что сказать». Это значит, что теперь по возможности постараюсь регулярно публиковать заметки в своих интернет-дневниках, готовить тексты вдумчиво, без погони за хайпом.


По высшему образованию я историк, по нынешнему роду занятий — журналист. В круг моих интересов входит широкий спектр вопросов, связанных как с моей дипломной специальностью, так и с профессиональной деятельностью, гражданской позицией.


Мое детство закончилось вместе с распадом СССР. Юность пришлась на эпоху грандиозных трансформаций - «посткоммунистического» транзита, и закончилась с переездом из украинского Крыма в российский Петербург в 1998 году. Молодость проходила в «нулевые». Особой вехой стал переезд в Москву в 2011 году. Не прошли мимо и известные события, затронувшие судьбы миллионов людей в России и Украине, Крыму и Донбассе.


Возможно, в будущем сведу дневниковые записи «в систему», на основе которой смогу написать одну или несколько книг. На сегодня задача-минимум другая — фиксировать и мысли.


Как и миллионы людей, я родился в великой советской державе, рожденной великой большевистской революцией. Также я — один из миллиардов современников, «заочных очевидцев» эпохальных революционных событий: «Осени народов» 1989 года, «Арабской весны», Евромайдана и волны «цветных революций» на «постсоветском пространстве».


История — «учитель жизни» (magistra vitae), наука о прошлом, позволяющая понять настоящее и заглянуть в Будущее. «Локомотивы истории» - технологические, социальные, политические революции. Все мы сейчас живем в эпоху информационно-коммуникативной «Великой Цифровой» революции.


Поэтому мне самому понятна основная (но не единственная) тематика моего блога — «теория революции», циклы революционных перемен и постреволюционных трансформаций, исторические портреты революционеров и «контрас», факторный анализ (экономика, политика, социум, культура, гендер и т.д.).


Бытие человека порождает его сознание, в том числе классовое. Мой методологический подход — марксистский, классовый (без «детских болезней левизны», без перегибов и уклона в т.н. «клашизм»).


После такого «предисловия» приступаю к делам. Надеюсь на конструктивный диалог с подписчиками, читателями, комментаторами и экспертами.


Мои аккаунты в соцсетях:

https://www.facebook.com/profile.php?id=1443847994


Мои блоги:

https://kongressemen.livejournal.com/

https://proza.ru/avtor/kongressemen

https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5bdb712301613e00a972b80d